Конная повозка металлическая ось. Эх, прокачу: конная телега и сани
На чём ездили наши предки в далёком 19 веке? Каждый, не задумываясь, ответит: на лошадях. Да, средство передвижения было одно - кони. Но сколько было различных повозок, в которые запрягали лошадей. А. С. Пушкин в стихотворении «Дорожная жалоба» пишет: «Долго ль мне гулять на свете то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком».
Мы, наверное, представляем. чем отличается карета от телеги, но объяснить, в чём разница между коляской и каретой, между каретой и кибиткой многие не смогут.
В данной работе дано описание конных повозок 19 в. , приведены примеры употребления слов в произведениях русских писателей.
Бестарка – это четырёхколёсная безрессорная повозка для пары лошадей в дышло, с кузовом в виде ящика. Использовалась для перевозки сыпучих грузов. «Навстречу двинулись гружёные зерном бестарки». С. Мальцев. От всего сердца.
Бричка – это лёгкая полукрытая дорожная повозка, большей частью с откидным верхом, обитая внутри. «Бричка его стояла на дворе, ожидая подмазки». А. С. Пушкин. Дубровский.
Вежа – это крытая повозка, кибитка, шатёр, будка, палатка, а так же её обитатели. «Стукнула земля, зашумела трава – встревожились вежи половецкие». Слово о полку Игореве.
Возок – это старинная крытая зимняя повозка на полозьях, с дверцами и окнами. «С утра дом Лариных гостями весь полон; целыми семьями соседи съехались в возках, в кибитках, в бричках и в санях». А. С. Пушкин. Евгений Онегин.
Дилижанс – это многоместная закрытая карета для перевозки почты, пассажиров и их багажа. Использовалась до развития железных дорог и автотранспорта. «В 1840 году железных дорог существовала самая малость; господа туристы разъезжали в дилижансах». Тургенев. Вешние воды.
Дровни – это крестьянские сани без кузова для перевозки дров, леса и других грузов. «Зима!. Крестьянин, торжествуя на дровнях, обновляет путь». А. С. Пушкин. Евгений Онегин.
Дроги – это длинная телега без кузова, состоявшая из передка и задка, соединённых продольными брусьями. «Запряжём старика Савраску в длинные дроги, потихоньку да полегоньку, трюх-трюх, сядем и поедем!» Салтыков - Щедрин. Господа Головлёвы.
Дрожки – это лёгкий двухместный четырёхколёсный открытый экипаж на коротких дрогах вместо рессор. «Я глядел и на уездную скуку, и на купца, мелькнувшего в сибирке на береговых дрожках, и уносился мысленно за ними в бедную жизнь их». Н. В. Гоголь. Мёртвые души.
Кабриолет – это лёгкий изящный двухколёсный экипаж на высоком ходу, без козел, на одного- двух седоков, без кучера. «Она ехала, откуда- то на хорошеньком лёгком кабриолете и правила красивой белой лошадью». А. П. Чехов. Пустой случай.
Катафалк – это погребальная колесница для гроба в похоронной процессии. «Огромный, тяжёлый гроб всунули в чёрный катафалк, украшенный венками» М. Горький. Жизнь Клима Самгина.
Кибитка – это крытая дорожная повозка или сани с верхом. «На другой день поутру подвезена была к крыльцу дорожная кибитка; уложили в неё чемодан, погребец с чайным прибором и узел, с булками и пирогами, последними знаками домашнего баловства». А. С. Пушкин. Капитанская дачка.
Коляска – это четырёхколёсный рессорный комфортабельный экипаж, обычно с откидным кожаным верхом, запрягавшийся тройкой. «Адмирал и сопровождавшие его лица разместились в двух парных колясках». Н. Никитин. Северная Аврора.
Ландо – это легковой конский экипаж, считавшийся дамским. Имел очень мягкие рессоры, дверцы и кожаный верх, раскидывавшийся вперёд и назад, так что из закрытого экипаж превращался в открытый. Запрягался парой в дышло. «Он прибыл в просторной открытой карете, так называемом ландо». Тургенев. Вешние воды.
Линейка – это длинный открытый многоместный экипаж с подножками и продольной перегородкой, в котором пассажиры сидели боком по направлению движения. «Уселись в длинные линейки, запряжённые каждая в шесть лошадей». М. Ю. Лермонтов. Княгиня Лиговская.
Одноколка – это лёгкий двухколёсный экипаж с одной осью. «Мишка- денщик, всю ночь прождавший его в одноколке, вскидывал головой, чтобы не задремать». А. Н. Толстой. Пётр Первый.
Пролётка – это легковой четырёхколёсный рессорный конский экипаж с железными крыльями над колёсами и щитком, прикрывавшим ноги кучера, с откидным кожаным верхом, с фонарями по сторонам полозьев. Упряжка - в одну лошадь или парой.
«Макаров сидел боком к нему, поставив ногу на подножку пролётки и как бы готовясь спрыгнуть на мостовую». М. Горький. Жизнь Клима Самгина.
Розвальни – это крестьянские сани с низкой спинкой и отводами. Пространство между отводами и санями заплеталось верёвками, иногда устраивался лубяной кузов. «Петруха, стоя на коленях в розвальнях, пустил свою лошадь». Л. Толстой. Хозяин и работник.
Сани городские – это сани с деревянным, довольно узким (на 2 седока) кузовом, и тонкими металлическими полозьями на высоких крыльях, без отводов, с высокой спинкой. Упряжка в одну лошадь или парой, с пристяжной. «То сова с глупыми жёлтыми глазками выскакивала в сонном видении, то грустная рожа повара в белом грязном колпаке, то лихой ус Филиппа Филипповича, освещённый резким электричеством от абажура, то сонные сани скрипели и пропадали, а в собачьем желудке варился, плавая в соку, истерзанный кусок ростбифа». Булгаков. Собачье сердце.
Тарантас – это конский легковой четырёхколёсный открытый безрессорный экипаж. В нём плетёный из ивовых прутьев кузов закреплялся на длинных гибких жердях, опиравшихся на заднюю и переднюю оси; при этом пассажиры обычно располагались, полулёжа на сене или тюфяках, а сзади кузова оставалось много места для багажа. «С холма меж рядами старых берёз покатился в клубке белом пыли тарантас с порыжелым кожаным верхом, запряжённый тройкой почтовых лошадей». Короленко. В облачный день.
Фура – это тяжёлая преимущественно грузовая повозка с верхом, затянутым на высоких дугах брезентом или другой тканью. Фуры использовались в армии для перевозки раненых, продовольствия и прочего. «Я видел, как за полком двинулись фуры, потом обзорные повозки, потом офицерские фургоны». Серафимович. Поход.
Шарабан – это открытый лёгкий пассажирский двуконный экипаж на жёстких рессорах или без них, в котором сиденья для пассажиров в виде скамеек со спинками располагались вдоль кузова по бортам. «Вчера Миронов не был,- значит, приедет обедать. Будет ещё кто- нибудь из моих приятелей. Возьму коляску или шарабан, если их будет много, и поеду в Праголово». Чернышевский. Пролог.
Конка – это городская рельсовая дрога с конной тягой. Существовала до появления трамвая. Конка это уже начало новой эпохи – эпохи машин. «С гулом, с грохотом, с звонками катятся среди толпы конки». Бунин. Антоновские яблоки.
В данной работе мы рассмотрели 21 название конных повозок, на которых ездили в 19 веке. Эта работа будет интересна ученикам, увлекающимся историей, может оказать помощь учителям литературы и русского языка.
Те, кто часто бывает в деревне, наверняка, знает, как выглядит обычная телега или сани для лошади. Несмотря на свою примитивность, этот вид конной повозки и в наш 21-й век повсеместно используется в частном хозяйстве. А вы знаете, как запрячь лошадь в телегу или сани? Если нет, то мы уже готовы рассказать вам полную подробную инструкцию.
Телега или воз (подвода) – это упрощенный вариант четырехколесной конной повозки, применяемый в качестве грузового или транспортного средства. В том виде, в котором мы видим телегу сегодня, предположительно, она возникла еще в 12 веке, как вид грузовой повозки. Изначально изготавливались они из дерева, в том числе и крупные колеса. Сегодня телеги делаются также из дерева, но с металлической конструкцией-рамой. Шины резиновые рессорные.
Хотя сегодня часто слово «телега» используется, как обобщенное название для любой рабочей или транспортной конной повозки, однако имеются свои отличия. Телега для лошади представляет собой одноконную безрессорную повозку, грузоподъемностью около 500-700 кг. Для запрягания лошади используется чаще всего оглобельная упряжь, но также может быть и дышловая. У всех телег расстояние между колесами равняется около 100 см, при этом диаметр передних колес немного меньше, чем задних. Средний вес телеги около 200 кг.
Если рассматривать конструкцию обычной телеги, то в нее входит:
- ходовая часть – рама с двумя осями, четыре колеса, надосники;
- кузов – деревянная платформа с бортами или без;
- оглобли.
В зависимости от цели использования телеги различаются на бортовые и платформенные. Последние используются как грузовой транспорт, в котором легко перевозить крупные грузы. Бортовая имеет более широкий круг использования и помимо перевозки грузов, сена, может использоваться и в качестве транспортного средства. Очень удобно, если борта откидные, а задняя стенка съемная. Тогда обычную телегу можно превратить в грузовую платформу.
Важно помнить, чтобы телега долго служила и была исправной, ее не стоит держать на улице под открытым небом. От влаги, холода и сырости портится резина колес, а также металлическая и деревянная конструкция. Конечно, идеальным местом для хранения телеги будет конюшня для лошадей. Если нет места, то подойдет обычный навес со стенками. В крайнем случае телегу можно поставить в загон для лошадей, но тогда ее нужно полностью запрятать под защитную пленку или брезент, а на зиму также нужно хорошо укутать резиновые колеса.
Запрягаем лошадь в телегу
Запрягать лошадь в повозку многим может показаться сложным процессом. Однако это только на первый взгляд. Конечно, перед тем, как запрячь лошадь в телегу, нужно хорошо изучить строение конной упряжи и знать ее составляющие. Об этом вы сможете узнать в нашей предыдущей статье — ссылка.
Только после того, как изучена конструкция упряжи и проверена ее целостность, можно приступать к запряганию.
- Первым делом необходимо одеть на лошадь уздечку. Для этого станьте с левой стороны на уровне шеи лошади, в правую руку возьмите уздечку, левой удерживайте голову лошади. Сначала наденьте суголовный ремень, потом капсюль, левой рукой вводя трензель на беззубый край рта животного. После этого проденьте в затылочный ремень уши, поправьте гриву и челку, застегните подбородный ремень.
- Теперь переходим к надеванию седелки. Проверьте целостность и чистоту потника под седелкой, осмотрите все места, которые будут прилегать к телу лошади. Сначала наденьте ее на уровень холки, затем сдвиньте на нужно место, тем самым приглаживая задравшуюся шерсть. Возьмите подпругу и с левой стороны застегните ее так, чтобы седелка плотно прилегала к спине животного, но не пережимала живот.
- Возьмите хомут и шлею. Также тщательно осмотрите целостность войлока под хомутом, саму хомутину, одинаковые ли по длине гужи. Переверните хомут клещами вверх, оденьте на голову лошади, расправьте шлею и затем, повернув хомут клещами вниз по ходу расположения гривы, наденьте на плечи лошади. Обязательно проверьте, чтобы под хомут не попала грива.
- Расправьте шлею по корпусу коня.
- Теперь можно лошадь завести в оглобли и заложить дугу. Для этого берем дугу, и охватывая левым гужом оглоблю снизу вверх, нижний край дуги заводим в образовавшуюся петлю и затягиваем. Перекидываем дугу через и точно также крепим правую оглоблю за правый гуж.
- Теперь нужно затянуть супонь хомута, чтобы дуга стояла ровно и прочно, не колеблясь. Для этого конец супони завязываем в петлю так, чтобы ее в любой момент можно было бы легко развязать.
- Затем одеваем чересседельник и завязываем оглобли.
- Последними пристегиваем вожжи. Более подробно весь процесс запрягания смотрите на видео ниже (Татьяна Тушева).
Сани конные — возвращение в древнюю Русь
Многие знают, что конные сани – это древний традиционный способ русской езды. Но мало, кто знает, что сани это еще и самый древний вид транспорта. Первые изображения похожих на санки приспособления для перетаскивания грузов археологи находят еще в древнем Риме. На примитивные полозья укладывались строительные блоки, тяжелые грузы и прочее. На Руси, в связи с особенностями русских зим (много снега) санки были основным видом транспорта. О знаменитой тройке с бубенцами слагают легенды по всему миру.
С санями связан целый пласт нашей культуры, не удивительно, что в разных регионах на Руси были свои традиции мастерства и конструкции саней. Сегодня их можно разделить на русские беговые, городские, охотничьи, розвальни и спортивные для езды на тройках. Самый простой тип – это розвальни, которые использовались повсеместно крестьянами в виде грузового транспорта. Более компактные и позволяющие развивать большую скорость – городские – использовались как частный вид транспорта с извозчиком или без. Отдельного слова заслуживает тройка в санях, о которой больше вы сможете узнать на видео от канала GalileoRU.
Запрягаем лошадь в сани
Как правило, русские конные сани имеют также, как и телега, дугу и оглобли. Поэтому способ запрягания лошади не отличается от предыдущего. Если же в сани нужно запрячь тройку, то используется троечная упряжь, где коренник запрягается в оглобли, а два пристяжных коня пристегиваются за шлеи.
Однако стоит отметить, что в некоторых регионах, в частности, в Украине сани использовались рабочие с постромочно-дышловой упряжью. Отличается такая упряжь более упрощенной конструкцией, где вместо оглобель используется лишь одно дышло посредине саней, а лошадь пристегивается за постромки.
- Как и в случае с телегой, всегда сначала одевается на лошадь уздечка. Однако зимой обязательно нужно в руке согреть железный трензель, чтобы на морозе он не повредил мягкие ткани рта лошади.
- После этого на корпус лошади одевается шлея с постромками. Заводится лошадь впереди саней с правой стороны от дышла и за специальные кольца пристегиваются постромки.
- Ремень или цепь-нашильник от дышла одевается на голову лошади и распределяется в самой узкой части шеи – сразу за затылком.
- Пристегиваются вожжи – сани готовы к использованию.
КОННЫЕ ЭКИПАЖИ – повозки, в которые обычно запрягают лошадей. П. к. бывают легковые и грузовые; колёсные (запрягают лошадей, волов, мулов, верблюдов и др.) и полозные (сани) (запрягают лошадей, оленей, собак); одноосные (двухколёсные) и двухосные (четырехколёсные); безрессорные, полурессорные и рессорные; оглобельные и дышловые. В Средней Азии и странах Ближнего Востока для перевозки грузов по полям, пересечённым арыками (канавами), используют двухколёсные арбы с диаметром колёс до 2 м. Наиболее современны усовершенствованные безрессорные грузовые повозки на колёсах с шарикоподшипниками и пневматическими шинами. В СССР такие П. к. производили трёх типов: самосвалы - одноосные грузоподъёмностью 0,75 т, двухосные - 1,5 т несаморазгружающиеся - на 2 т. Эти повозки снабжены ёмкими кузовами, бесшумны, отличаются высокой проходимостью по грунтовым дорогам и бездорожью, обеспечивают при перевозке лучшую сохранность грузов (молока, яиц, фруктов, овощей и др.). БСЭ
А
автокачка - полок на пневмошинах
американка - старое название качалки (см. качалка)
андроны - телега с жердями для перевозки сена
арба - 2-х (4-х) колесный экипаж, без рессор, колеса большого диаметра
Б
багги - спортивный экипаж
берлина - разновидность кареты
бестарка - повозка для перевозки сыпучих грузов без тары
бига - 2-х колесная боевая колесница в Древнем Риме
бидарка(бедарка) - 4-х колесный безрессорный экипаж
болочок - сани с крытым верхом
брек - 4-х колесный рессорный для охоты
бричка - 2-х колесная легкая дорожная повозка; 4-х колесная грузовая повозка
В
волчки см. дрожки
возок - крытые сани
гиг - легкая двуколка
гитара (калибер) - в дореволюционной Москве: длинные дрожки
двуколка - 2-х колесная рессорная повозка для 2-х человек
дербистка - качалка с рессорой
дилижанс - 4-х колесный экипаж для перевозки пассажиров, почты
дог - 2-х колесный, открытый
догкарт - 4-х колесный экипаж для перевозки охотничьих собак
долгуша (долгушка) - 4-х колесный экипаж на длинных дрогах
дормез - карета для сна в пути
дровни - деревянные сани
дроги - длинная телега без кузова
дрожки (волчки) - 4-х колесная безрессорная повозка
империал - второй этаж в омнибусах
кабриолет - 2-х колесный экипаж без козел
калеша - разновидность кареты
карета - закрытый комфортный экипаж
катафалк - погребальная повозка
качалка - 2-х колесная легкая спортивная тележка
квадрига - 2-х колесная боевая колесница в Древнем Риме
кеб (кэб) - 2-х колесный крытый экипаж
кибитка - 4-х колесная повозка с верхом на каркасе из прутьев
колесница - 2-х колесная боевая и спортивная повозка
колымага - 4-х колесный открытый экипаж
коляска - 4-х колесный комфортный экипаж
конка - рельсовый вагон на конном ходу
купе - 4-х колесный закрытый рессорный
ландо - 4-х колесная карета с откидным верхом
ландолет - облегченное ландо
линейка - 4-х колесный многоместный экипаж
лира - качалка-рекордистка
мажара - большая телега
мальпост - почтовая карета
нарты - легкие длинные сани (вобщето в них могут впрягать и собак и оленей)
одноколка - 2-х колесный легкий экипаж
одр (одер) - старинное название повозок
олонецкая люлька - конные носилки без колес
омнибус - 4-х колесный маршрутный экипаж
повозка - 4-х колесное транспортное средство
подвода - грузовая повозка
полок - грузовая повозка с платформообразным кузовом
портшез конный - конные носилки, без колес
пошевни - широкие крестьянские сани
пролетка - 4-х колесный открытый 2-х местный экипаж
розвальни - низкие широкие сани
роспуск - 2-х колесный прицеп для длинномерных грузов
рыдван - карета для дальних поездок
салазки - маленькие санки
сани - повозка на полозьях
стоклет - старая модель американки
сулка (сулки) - старое название качалки
тавричанка - повозка из разводного хода и деревянного кузова
тарантас - 4-х колесная дорожная повозка
таратайка - двуколка с откидным верхом
тачанка - 4-х колесная повозка без кузова
телега - 4-х колесная безрессорная повозка
тильбюри (тюльгюри) - 2-х колесный открытый экипаж без места для кучера
тоббоган - бесполезные сани
фаэтон - 4-х колесный рессорный экипаж с откидным верхом
фиакр - 4-х колесный наемный экипаж
форшпан - повозка для больших грузов
фура - 4-х колесная большая телега
фургон - крытая повозка с круглым верхом
ход(ходы) - основание повозки
шарабан - 4-х колесный открытый экипаж с поперечными сидениями; 2-х колесный экипаж на высоких колесах
экипаж - общее название рессорных пассажирских повозок
Есть термины, так и не переведнные на русский язык:
chariot - Итальянские легкие безрессорные экипажи эпохи ренесанса
brumm - Наемный конный экипаж (синомим или итальянский вариант кэба?)
karrozzin - Мальта. 2х или 2х местная карета запреженная одной нарядно украшенной лошадкой.
Можно добавить ассоциативный ряд: бричка - Чичиков, кэб (или кеб) - Шерлок Холмс
Если есть желание посмотреть рисунки
Колесные повозки существовали уже во времена доисторические; о них упоминается в самых древних источниках как о предметах общеизвестных. Так, в одном из древнейших стихов Вед употреблено сравнение: "как за конем катится колесо, так оба мира за тобой".
В Азии повозки употреблялись издавна, одновременно с верховыми и вьючными животными. Греки во времена Гомера пользовались колесницами. Подробности конструкции древних повозок остаются неизвестными; только внешняя форма боевых двухколесных колесниц хорошо изображена на многих сохранившихся барельефах и других изображениях.
UNGEWITTER, HUGO (1869-c.1944)
A Noblewoman Alighting her Carriage, signed and dated 1906.
Нет сомнения ввиду многих мест древних авторов, что и для перевозки грузов издавна употреблялись колесные повозки. Так, Гомер повествует, что Навзикая просила у отца повозку, чтобы везти с подругами на берег моря мыть одежды. Повозки этого рода бывали двух- и четырехколесные: их изобретение Плиний приписывает фригийцам. Колеса такого "plaustrum" были крепко насажены на оси, которые вертелись вместе с ними, как у наших железнодорожных вагонов, в подшипниках, неподвижно прикрепленных к кузову. Такие повозки, очень неповоротливые, и теперь существуют на о-ве Формозе.
TSERETELLI, ZURAB (B. 1934).
У древних персов существовала правильно организованная почтовая гоньба; царские гонцы быстро развозили повеления и в других древних государствах, но о правильно организованной перевозке пассажиров на лошадях известно подробнее лишь со времен римлян. Извоз этого рода содержали частные люди (экипаж; "cisium") был двухколесный, с дышлом, наподобие кабриолета, но без рессор, с сиденьем, подвешенным на ремнях. В него влезали со стороны лошадей, а не сзади, как в колесницах; изображения цизиума встречаются уже на этрусских вазах. В таких экипажах ездили очень скоро: по свидетельству Светония, император проезжал в легких "meritoria vehicula" расстояния до 150 в. в сутки.
В.Серов. Одиссей и Навсикая
Гораздо больше сведений мы имеем о парадных экипажах римлян. У древних вообще пользование парадными колесницами было привилегий высокопоставленных лиц и жрецов; изображения богов во время процессий тоже возили в особых колесницах. Частные лица присвоили себе это право только во времена упадка нравов, а при империи украшали свои экипажи со всею возможной роскошью. Самый древний тип - "arcera", о нем упоминается в законах двенадцати таблиц; это была четырехколесная открытая тележка; для женщин ее делали на двух колесах. Столь же древни и носилки, которым впоследствии стали придавать такое роскошное устройство, что Цезарь счел нужным издать закон, ограничивающий эту роскошь.
Гравюра с изображением почтового дилижанса в чёрно-красных цветах почтового ведомства в окрестностях Ньюмаркета (Саффолк) в 1827 году. Сзади виден охранник.
Несколько позднее был придуман "саrреntum", двухколесный экипаж с полуцилиндрической крышкой, и "carruca", родоначальница современных карет, четырехколесная повозка с покрытым кузовом, приподнятым над ходом на четырех столбиках; сзади было сиденье для двух лиц, а возница сидел спереди, ниже господ, или шел рядом. От галлов римляне заимствовали таратайку с кузовом, плетенным из ивы - "sirpea", а от жителей северного побережья Европы - колесницу "essedum", в которую входили спереди; она служила и для мирных, и для военных целей.
Сальвадор Дали - Призрачная повозка
В эпоху переселения народов и в начале средних веков пользование экипажем считалось признаком изнеженности; совершались переезды на коне, а духовные и женщины ездили на ослах. Летописцы этой эпохи лишь весьма редко упоминают об экипажах. Так, Эгингард повествует, что меровингский король Хильперик всюду ездил в римском "саrреntum", запряженном быками; английский епископ св. Эркенвальд в VII в. ездил и проповедовал в колесной повозке, так как был стар и немощен. Только после крестовых походов мода на экипажи начинает возрождаться, но их допускают лишь для торжественных случаев, для высокопоставленных лиц, а обывателям запрещают ими пользоваться.
«Прибытие почтовой кареты» Буальи Луи-Леопольд
Повозка - наиболее общее собирательное название различных транспортных средств, приводимых в движение мускульной силой животных, вне зависимости от особенностей конструкции, области и целей применения.
По области применения повозки делят на пассажирские и грузовые (ранее существовали также военные повозки), по количеству колёс - на двухколёсные (одноосные) и четырёхколёсные (двуосные), а также без колёс - на полозьях.
Willem de Zwart (1862-1931) - Carriages Waiting (Unknown Year)
Грузоподъёмность повозки может доходить до 750 кг (для одноосных) и до двух тонн (для двухосных).
Современные повозки нередко оснащаются пневматическими шинами, а иногда также пневматическими либо гидравлическими тормозами.
ПАССАЖИРСКИЕ ПОВОЗКИ.
Типы экипажей.
Карета - закрытая пассажирская повозка с рессорами. Первоначально кузов подвешивался на ремнях, потом для подрессоривания стали использовать пружины (с начала XVIII века), а с начала XIX века стали использовать рессоры. Наиболее часто использовались для личного пользования,хотя с позднего средневековья в Европе начали использоваться в том числе и в качестве общественного транспорта. Пример - дилижанс, омнибус и шарабан. Самым распространненым видом дилижанса можно считать почтовую карету.
Слово «карета» пришло в Россию вместе с немецкими каретами, когда, с середины XVII века, они стали в массовом порядке завозиться германскими купцами и становились все популярнее среди московской знати. Наиболее вероятно, что слово употреблялось и ранее наряду с другими распространнеными в то время словами (например «колымага»), к тому же слово использовалось в украинском, старославянском и польском языках.
(Заимствовано в середине XVII века из польского языка, где kareta < итал. caretta, суф. производного от carro «воз» (из лат. carrus «повозка на четырех колесах»)). Переход с коня (для мужчин) и колымаги (для женщин) на карету для обоих полов символизировал допетровскую европеизацию русского дворянства.
Дормез - большая карета для дальних поездок со спальными местами.
ДОРМЕЗОМ (в переводе с французского «спальная») называлась просторная карета со спальными местами, предназначенная для дальних поездок. Такая карета, унаследованная от родителей, была у Л.Н. Толстого, как вспоминал его старший сын, ее везли шесть лошадей. У дорожных экипажей наверху были ВАЖИ, или ВАШИ, – ящики для поклажи, а сзади ГОРБОК, тоже служивший для помещения багажа.
Паннемакер Адольф. «Пыль взвилась из-под дормеза и малютку скрыла»: Ил. к стихотворению Т.Г. Шевченко «Кобзарь» (перевод Н.В. Гербеля). Гравюра с рис. Н.Н. Каразина. 19 в.
Дилижанс - большая многоместная пассажирская или почтовая повозка, широко используемая в XIX веке.
Повозки военные* - придаются полевым войскам для перевозки боевых припасов, запасных вещей и инструментов, необходимых для содержания в исправности материальной части на походе и в бою, провианта, фуража, канцелярских дел, денежной казны, больных, раненых.
В главных чертах, они состоят из хода, на котором устанавливается кузов или короб повозки; ход образуется из основной рамы, составленной из нескольких продольных грядок, связанных между собою поперечными подушками; к последним прикрепляются оси с колесами.
Повозки военные* для перевозки предметов первой необходимости следуют вместе с войсками, составляя обоз 1-го разряда; сюда относятся: 1) зарядные ящики, одноконные снарядные и парные патронные двуколки (боевые припасы), 2) инструментальная Повозки военные* (походная кузница, инструменты в подковы), 3) аптечная двуколка; 4) лазаретная линейка и 5) офицерская двуколка.
Зимний возок
Этот великолепный многоместный экипаж в форме вагона на длинных полозьях был сделан мастером Жаном Мишелем в Москве в 1732 году. Предназначался он для поездок на большие расстояния в зимнее время. Именно на нем в феврале 1742 года дочь Петра I Елизавета спешила в Москву из Петербурга на свою коронацию. Роскошный возок был украшен золоченой резьбой и скульптурными деталями, крыша увенчана балясинами, а стенки декорированы росписью с двуглавыми орлами и другими атрибутами государственной власти. Удобный и красивый возок был выполнен поистине царской роскошью. До сих пор он впечатляет пышностью декора и изяществом форм.
Высота - 185 мм., длина - 450 мм.
Летняя «потешная» каретка
Миниатюрная летняя каретка, сделанная в Москве в 1690-1692 годах, с тонким золотым узором по нежно-голубому фону выглядит как изящная игрушка. «Потешной» называли экипажи, которые предназначались для развлечения. Согласно «Описи царской Конюшенной казны» каретка принадлежала двухлетнему царевичу Алексею – сыну Петра I. Несмотря на свою принадлежность к игрушкам, каретка выполнена по всем правилам и со всеми тонкостями сложного технического решения. У нее имеется приспособление для поворота – «лебяжья шейка» - и поворотный круг. «Потешная» каретка по изысканности формы и тонкости декора ничуть не уступает настоящим каретам, что подчеркивает высокое социальное положение ее маленького владельца.
Карета типа «BERLINE»
Элегантная четырехместная «берлина» использовалась для важных торжественных выездов Екатерины II. Выполнена она известным петербургским мастером немецкого происхождения Иоганном Конрадом Букендалем в 1769 году и оснащена новейшими по тому времени конструктивно-техническими деталями – вертикальными и горизонтальными листовыми рессорами. Резной золоченый декор украшает карниз, спуски и наличники. Окна и верхняя половина дверей закрыты зеркальным стеклом. На передней и задней части стана и на колесах золоченая резьба почти полностью скрывает конструктивные детали. Неслучайно именно эта карета служила для парадных выездов императрицы и двора.
Колымага
Колымага – широко распространенный в России и Запанной Европы с XVI века тип экипажей, с почти четырехугольным кузовом на высокой оси. Эта четырехместная колымага выполнена мастерами в 1640-е годы, что нашло свое отражение и в форме, и в убранстве. Национальное своеобразие особенно ярко отразилось в декоре колымаги. Кузов строгого силуэта обтянут малиновым бархатом и украшен заполняющим всю поверхность узором из квадратов, выложенных медными золочеными гвоздиками с выпуклыми шляпками. В центре каждого квадрата характерный только для русских экипажей того времени орнамент в форме восьмиконечной звезды из серебряного галуна. Сочетание малинового бархата с серебром и золотом создает удивительно гармоничный и праздничный облик экипажа, который дополняют слюдяные оконца, украшенные ажурными накладками в виде звездочек и двуглавых орлов.
Внутреннее убранство не уступает в своей роскоши внешнему – обивка стен и сидений выполнена из дорогого турецкого золотого бархата, который на Руси любили за необычайную пышность узора. Первыми владельцем экипажа был брянский староста, подданный Российского государства Франциск Лесновольский. По всей вероятности он получил его в качестве награды «по именному Великого государя указу». Другим владельцем колымаги являлся боярин Никита Иванович Романов, игравший значительную роль при дворе царя Михаила Федоровича.
Зимний «потешный» возок
Зимний потешный возок – уникальный экипаж, созданный в Москве в 1689-1692 гг., подобных которому нет ни в одном музее мира. Возок представляет собой «комнатку» с маленькими окошечками и довольно широкими дверцами на полозьях для удобства передвижения по снегу. «Потешный» возок служил для игр и забав малолетних детей царя Ивана Алексеевича – брата и соправителя Петра I. Форма кузова сохраняет древнюю традиционную форму – строгий и четкий силуэт и прямоугольные очертания. Однако украшен он весьма живописно в соответствии с модным в то время стилем барокко. Кожаная обивка была выполнена мастерами Московского Кремля. Тисненый золоченый рельефный узор из цветов, плодов, покрывает всю поверхность стенок и дверей. Нарядный экипаж отлично подходил для зимних забав царских детей и в то же время соответствовал высокому статусу владельцев, что подчеркивалось изысканностью дорогой отделки и высоким мастерством исполнения.
Телега для лошади – вовсе не пережиток прошлого, а вполне себе распространенный в сельских местностях транспорт. Во многих регионах нашей страны некоторые жители до сих пор предпочитают перемещаться на лошади – для перевозки грузов или людей, а также в развлекательных целях. С помощью скакуна можно перевозить негабаритные предметы, вспахивать землю, перемещаться по своим личным нуждам.
Годами ранее в селах работали мастера по изготовлению различных моделей телег, сегодня же найти таких специалистов довольно сложно. Придется покупать готовую конструкцию либо сделать ее самостоятельно. Об этом наша сегодняшняя статья.
Телегой называют повозку, в которую запрягают лошадей и представителей КРС. С помощью этого транспортного средства можно перемещаться по всем дорогам, на которых отсутствует запрещающий знак. На телеге предусмотрены сиденья для пассажиров или площадка для груза, а также отдельное место для извозчика.
Также существуют различные декоративные конструкции — их называют экипажами. Используют эти повозки для праздничных прогулок по городу, свадебных или иных фотосъемок.
Любая телега состоит из хода и кузова. Ход представляет собой механизм, за счет которого повозка перемещается. Кузовом называют сам прицеп.
Таблица 1. Конструкция ходовой части
Элементы | Описание |
---|---|
Оси | Имеется задняя и передняя ось. |
Колеса | Располагается по 2 колеса на каждой оси. Обычно диаметр передних колес немного меньше по сравнению с задними. |
Стойки | Находятся на передней и задней части. Они выполняют функцию амортизации телеги. |
Роспуск | Требуется его установка для связи осей. С одной стороны роспуск закрепляют, и он остается неподвижным. С другой стороны его можно регулировать. При помощи такой конструкции изменяют положение осей. |
Оглобли | Закрепляются на передней оси. |
Раньше для изготовления таких конструкций, как телеги, использовали только древесину — мастера делали из нее даже колеса. Однако теперь повозки собирают чаще всего из металла, потому что подобные конструкции наиболее долговечные, износостойкие и за ними удобнее ухаживать.
Разновидности телег
С развитием промышленности появилось большое разнообразие повозок. Однако существуют и более ранние транспортные средства, которые использовали для сообщения между крупными и мелкими городами. Для каждой из них предусмотрена особая технология изготовления.
Пассажирские
Наиболее известным средством передвижения является карета. В самом начале они использовались только для перемещения знатных людей. Спустя некоторое время кареты получили широкое распространение, их стали применять в качестве транспорта для общего пользования.
В дальнейшем этот вид пассажирского транспорта начал видоизменяться. Вместо небольших двухместных карет начали проектировать объемные конструкции с несколькими осями. Упоминания о них можно встретить в художественной литературе, увидеть в кино.
Таблица 2. Разновидности повозок для дальнего перемещения
Название | Страна | Применение | Характеристики |
---|---|---|---|
Первый раз была замечена у кочевников в России. | Для продолжительных поездок в холодное время года. | Кочевники использовали эту конструкцию для путешествий со своим грузом. При помощи такого транспортного средства можно было быстро установить сообщение между различными областями. | |
Появился во Франции в промежутке между XVIII-XIX веками. | Использовали для отправки посылок и писем в различные города. | На таком транспорте могли перемещаться 7-8 человек. Это была единственная возможность быстро добраться до нужного пункта. Предусматривались кратковременные остановки. | |
Страной происхождения является Россия. Повозка появилась в XIX веке. | Использовалась для перемещения людей по разным городам. | Такое транспортное средство использовали даже при длительных поездках. Потому что конструкция позволяла добраться с минимальной тряской. Одновременно в такой телеге могли ехать 4 человека с багажом. | |
Появился в XVIII. Страна производства – Америка. | Использовалось такое транспортное средство как временный дом для передвижения переселенцев. | Такая пассажирская телега была накрыта специальным защитным шатром. Повозка не отличалась удобством. Однако на ней можно было быстро перемещаться при любой погоде. | |
Появился во французских городах в самом начале XIX века. | Этот вид транспорта использовался для поездок на природу. | Повозка с большим количеством мест для пассажиров и специальным защитным тентом. |
Для быстрого перемещения пассажиров были созданы более маневренные телеги:
- Кэб. Небольшой экипаж с одной осью, в кабине одновременно находилось 2 или 4 пассажира.
- Дрожки. Легкий вариант телеги с двумя осями.
- Повозка с одной осью, вмещала только пару человек и кучера.
Важно было обеспечить города быстрым и доступным транспортом, поэтому на дорогах можно было встретить большое количество маленьких и больших повозок. Они выполняли функцию общественного транспорта или такси.
Грузовые
Грузовые конструкции значительно отличались от пассажирских повозок. Основное их преимущество было в большой вместительности. Самый старый тип повозки – двухколесная арба. Такие телеги были распространены в некоторых регионах Кавказа еще в XX веке.
Однако в процессе модернизации промышленности, грузовые телеги значительно усовершенствовали. Улучшенные конструкции передвигались за счет движения подшипников. А также были установлены прорезиненные колеса и тормоз. Благодаря чему на повозках можно было перевозить грузы около 1-1,5 тонны. До этого времени приходилось закреплять к повозке несколько коней.
Безосные
Сани – это наиболее простой тип повозки, который не предусматривает колес. Перемещаться на подобном транспорте можно только по мягким снежным поверхностям, и использовали их только в зимнее время года. Сани обычно являлись именно пассажирским видом повозок, для перевозок грузов использовались дровни.
Собственно, само название говорит о том, что изначально на таких санях перевозили именно дрова, которые требовались зимой в большом количестве для того, чтобы топить печи. Иногда к такому транспортному средству крепили кузов и использовали в качестве кареты.
Последовательность изготовления разных телег для лошадей
Важно заранее спроектировать точный размер готовой конструкции. В старину изготавливали телеги длиной около трех метров и шириной до полутора метров. Можно взять такие размеры за основу.
Пошаговая инструкция по изготовлению телеги
Инструменты для изготовления телеги:
- доски;
- сварная конструкция;
- аппарат для сварочных работ;
- колеса;
- трубы из металла;
- молоток;
- гвозди;
- план конструкции.
Таблица 3. Технология по изготовлению телеги
Иллюстрация | Описание |
---|---|
Для начала требуется изготовить ходовую часть конструкции. При отсутствии соответствующих навыков сварных работ, рекомендуется обратиться к профессиональным мастерам. Раму и ось изготавливают из металла или труб. | |
Далее изготавливаем стационарную и передвижную ось. По завершению всех работ следует определиться с типом повозки. При наличии дышловой конструкции делаем держатель. Оглобли следует приварить к передней стационарной оси. | |
Следует завершить конструкцию ходовой части. При необходимости можно установить тормоза. | |
Далее следует спроектировать кузов телеги. Для таких целей вырезают доски определенной длины и ширины и скрепляют их между собой. Оглобли изготавливают как из металла, так и из дерева. Дышло конструируют из древесины. | |
В кузов телеги можно поместить мягкую лавочку. |
Пошаговая инструкция по изготовлению саней
Перед тем, как приступить к изготовлению саней, важно определиться с материалом полозьев — их можно сделать из металла или древесины. Чтобы изготовить конструкцию из дерева потребуются соответствующие навыки. При выборе же металлических изделий, их придется выковать в специальном цехе.
Для изготовления саней потребуются следующие материалы:
- доски;
- непромокаемая фанера;
- листы металла;
- профили;
- трубы;
- инструменты для обработки дерева;
- план конструкции.
Таблица 4. Технология изготовления саней
Иллюстрация | Описание |
---|---|
Полозья лучше делать металлическими. Потому что это наиболее долговечная конструкция. Для таких целей потребуется нержавеющая или углеродная сталь. Изготавливают полозья из железного полотна или труб. Для того чтобы их согнуть, потребуется посторонняя помощь. | |
После чего изготавливают поперечные стойки и перекладины. Располагаются они с обеих сторон. Части закрепляют при помощи сварки. | |
Важно предусмотреть тормоза в санях. Делаются они довольно просто в виде конструкции из резины с рычагом. | |
К передней части присоединяются пластины из металла. После чего к ним крепят оглобли. По завершению работ, следует начинать проектирование кузова. Кузов саней делают из дерева по собственным предпочтениям. Его можно обшить поролоном и мягкой тканью для большего удобства. | |
Оглобли крепят в последнюю очередь. |
Пошаговая инструкция по изготовлению кареты
Необходимые материалы для изготовления кузова кареты:
- брус;
- влагоустойчивая фанера;
- мягкий поролон;
- гайки;
- болты;
- пластик;
- краска;
- клей;
- инструменты для обработки дерева;
- материал для обшивки.
Таблица 5. Процесс изготовления кузова кареты
Иллюстрация | Описание |
---|---|
Для кузова кареты следует взять прочную фанеру, которая не деформируется при воздействии влаги. Потому что повозка будет использоваться в различную погоду. А затем на поверхности фанеры следует расчертить все детали. | |
Далее с помощью электропилы следует вырезать все детали из фанеры. Должны получиться 4 основные детали, разные по размеру. Затем они будут соединяться между собой. В полученных заготовках следует сделать отверстия для окон с помощью лобзика. Потребуется сделать предварительные отверстия в фанере, чтобы лезвие лобзика нормально входило в полотно. | |
Необходимо соединить полученные детали болтами и строительным клеем. Закручивать болты следует только после того, как клей полностью затвердеет. Конструкцию лучше оставить на некоторое время. | |
Когда стенки полностью обсохнут можно закреплять днище и потолок кареты. Желательно изготавливать дно из прочной фанеры. | |
Раму изготавливают из деревянного щита, углы обрабатывают с помощью напильника и зачищают наждачной бумагой. При проектировании рамы, следует оставить место для пассажиров и кучера. После установки окон, проемы оббивают пластиком. Можно изготовить пластмассовые решетки. | |
Сидение делают из оставшейся фанеры. Их можно оббить поролоном и тканью. | |
По завершению работ, кузов следует покрасить влагоустойчивой краской. |
Самостоятельное изготовление такого средства передвижения потребует усилий и времени. Однако мастер сможет спроектировать конструкцию по индивидуальным чертежам, и готовые детали нужно будет лишь собрать, как конструктор.
Как запрягать коня?
Для новичков этот процесс может быть довольно трудоемким в первое время, и потому, прежде чем начать какие-либо действия, следует изучить конструкцию повозки и упряжи, чтобы понять, как именно «соединить» скакуна и повозку.
Потребуется выполнить следующие действия:
Новичку потребуется помощь профессионала, чтобы выполнить подобные действия, однако со временем этот процесс будет проходить без посторонней помощи.
Видео – Как запрячь лошадь в дуговую упряжь?
Подводим итоги
Проектирование телеги – это интересное занятие, требующее творческого мышления, а также отличная идея для организации бизнеса. Однако начинающим мастерам потребуется изучить некоторые нюансы изготовления повозок и уже после того, как готовы чертежи, закупать материалы и приступать к работе.
Видео – Процесс изготовления телеги