Апл 949 проекта типа антей. "Антей", подводная лодка: технические характеристики
Проект 661 «Анчар»
Водоизмещение:
надводное 5200 т; подводное 7000 т.
Размерения:
длина 106,9 м (350 футов 9 дюймов); ширина 11,5 м (37 футов 9 дюймов); осадка 8 м (26 футов 3 дюйма).
Силовая установка:
ядерный реактор с водяным охлаждением под давлением, питающий две паровые турбины, передающие вращательный момент мощностью 59 650 кВт (80 005 л.с.) на два вала.
Скорость надводного:
хода 20 уз. и подводного хода 42 уз..
Глубина погружения:
рабочая 400 м (1315 футов); предельная 600 м (1970 футов).
Торпедные аппараты:
шесть носовых 533-мм (21-дюймовых) аппаратов с максимальным боезапасом 12 торпед, стандартная загрузка - восемь противокорабельных или противолодочных торпед в обычном снаряжении, две противокорабельные торпеды с ядерными боеголовка и мощностью 15 к.т. и две противокорабельные ракеты «Цакра» с ядерными боеголовка и мощностью 15 к.т. или 24 донные мины АМД-1000.
Ракеты:
десять противокорабельных ракет П-120 «Малахит (SS-N-9 «Сирен»), из них шесть с 500 кг. (1002 фунтами) обычного ВВ и четыре с ядерными боеголовками мощностью 200 к.т.
Радиоэлектронное вооружение:
РЛС обнаружения надводных целей «Снуп трей», носовая низкочастотная ГАС «Рубин», среднечастотная ГАС управления ракетной и торпедной стрельбой, аппаратура РЭР «Брик спит» и «Брик палп» пассивного обнаружения и предупреждения, системы связи СВЧ и УВЧ, радиопеленгаторная антенна «Парк ламп» и подводный телефон.
Экипаж:
82 человека.
Проект 949А «Антей»
Водоизмещение:
надводное 13 900 т.; подводное 18 300 т.
Размерения:
длина 154 м. (505 футов 3 дюйма); ширина 18,2 м. (59 футов 9 дюймов); осадка 9 м. (29 футов 6 дюймов).
Силовая установка:
два ядерных реактора с водяным охлаждением под давлением, питающие две паровые турбины, передающие ращательный момент мощностью 73 070 кВт (98 000 л.с.) на два вала.
Скорость:
надводного хода 15 уз. и подаодного хода 28 уз.
Глубина погружения:
рабочая 500 м (1640 футов); предельная 830 м (2725 футов).
Торпедные аппараты:
четыре 533-мм (21-дюймовых) и два 650 мм (25,6-дюймовых) аппарата (все носовые) с максимальным боезапасом 28 единиц вооружения калибра 533 и 650-мм, включая противокорабельные ракеты «Цакра» (SS-N-15 «Старфиш») с ядерными боеголовками мощностью 15 кт и противокорабельные ракеты Водопад/Ведер c ядерными боеголовками мощностью 200 кт или противолодочные торпеды типа 40, или 32 донные мины.
Ракеты:
24 П-700 «Гранит- (SS-N-19 «Шипрек) в обычном снаряжении с 750 кг (1655 фунтов) ВВ или с ядерными боеголовками мощностью 500 кт.
Радиоэлектронное вооружение:
РЛС обнаружения надводных целей «Снуп пэа» или «Снуп халф трехкоординатная РЛС выработки данных для стрельбы, уста овленная на корпусе активно пассивная ГАС обнаружения и управления стрельбой Шарк гилл», пассивная бортовая ГАС «Шарк ри» активная ГАС управления трельбои Маус роар», пассивная буксируе ая ГАС «Пеламида», комплекс аппаратуры РЭР «Рим хэт».
Экипаж:
107 человек.
Противостояние американским авианосным группам было основной задачей советского ВМФ сразу после завершения Великой Отечественной войны. Именно для этой цели начали создаваться «убийцы» авианосцев - советские узкоспециализированные подводные лодки проекта «Антей 949А».
Начало создания
В 1960-х годах советские конструкторы работали над двумя взаимосвязанными друг с другом проектами. Сотрудники ОКБ-52 занимались новым ракетным противокорабельным комплексом, предназначавшимся для уничтожения вражеских корабельных соединений, а рабочие Центрального конструкторского бюро «Рубин» проектировали подводный ракетоносец третьего поколения. Его в дальнейшем планировалось использовать в качестве носителя для нового ракетного комплекса. Военные нуждались как в мощном и очень эффективном средстве, способном уничтожать вражеские корабельные группы, так и в подводной лодке, имеющей высокие показатели скрытности и глубины погружения. В дальнейшем после проведения модернизации ряда субмарин эти качества объединят в себе подводные лодки класса «Антей».
Проект «Гранит 949»
В 1969 году ВМФ поставил перед советскими конструкторами задачу создать новую субмарину. Транспортируемая ею ракета должна соответствовать следующим требованиям:
- Она должна обладать высокой скоростью: не менее 2500 км/час.
- Дальностью - 500 км.
- Предназначаться для старта как из подводных, так и с надводных положений. Планировалось использовать их на подводных лодках и надводных кораблях.
Так как в большинстве случаев эшелонированная противовоздушная оборона противника пробивается «стаей» из двух десятков ракет, советские военные были заинтересованы в возможностях стрельбы залпом. По мнению разработчиков, для достижения эффективности противокорабельных ракет необходимо, кроме высокой скорости и большой массы боевых частей, оснащать их также и надежными системами, обеспечивающими целеуказание и разведку.
Система «Успех»
При помощи данной первой в мире советской космической системы выявлялись надводные объекты и осуществлялось наблюдение за ними. «Успех» обладал следующими преимуществами:
- Абсолютная независимость от погодных условий.
- Сбор осуществлялся на огромной площади.
- Недоступность для противника.
Целеуказания поступали к носителям оружия и к командным пунктам. Изготовление АПЛ производилось рабочими Северного машиностроительного предприятия. В 1980 году по проекту 949 была готова первая АПЛ «Архангельск», а в 1983 году - «Мурманск».
Атомные подводные лодки «Антей», проект 949А
После успешного завершения проекта «Гранит» конструкторские работы проводились по более усовершенствованному проекту. В документации он значится как 949 А «Антей». Подводная лодка за счет модернизированного оборудования и дополнительного отсека обладала улучшенной внутренней компоновкой, увеличенной длиной и водоизмещением. Кроме того, разработчикам удалось увеличить показания скрытности данной субмарины.
В самом начале было запланировано выпустить двадцать единиц АПЛ по проекту «Антей». К-148 «Краснодар» считается самой первой АПЛ этого класса. Она была спущена на воду в 1986 году. Вскоре за данной субмариной была готова К-173 «Красноярск». На данный момент эти субмарины находятся в состоянии утилизации. Несмотря на запланированное советским руководством серийное изготовление двадцати АПЛ, было выпущено всего одиннадцать единиц по проекту «Антей». К-141 «Курск» 1994 года выпуска была потоплена в августе 2000 года.
АПЛ в составе флота России
На данный момент на вооружении ВМФ Российской Федерации состоят следующие атомные подводные лодки класса «Антей»:
- К-119 «Воронеж» (Северный флот).
- К-132 «Иркутск» (Тихоокеанский флот).
- К-410 «Смоленск» (Северный флот).
- К-456 «Тверь» (Тихоокеанский).
- К-442 «Челябинск» (Тихоокеанский флот).
- К-266 «Орел» (на данный момент пребывает в состоянии ремонта).
- К-186 «Омск» (Тихоокеанский).
- К- 150 «Томск». (Тихоокеанский флот).
Еще одна созданная по проекту 949 «Антей» подводная лодка К-135 «Волгоград» сегодня находится на консервации. А К-139 «Белгород» будет закончена уже по проекту 09852.
Устройство АПЛ 949
Типа «Антей» имеют двухкорпусную схему: легкий внешний гидродинамический корпус цилиндрической формы окружает внутренний, который отличается от наружного высокой прочностью. Толщина его стенок превышает 6 см. За счет такой двухкорпусной архитектуры АПЛ обладают следующими преимуществами:
- Субмаринам обеспечена высокая плавучесть.
- АПЛ защищены от подводных взрывов.
- Подводные лодки обладают повышенным водоизмещением.
Корпус атомных подводных лодок состоит из следующих отделов:
- Торпедного.
- Управленческого.
- Отсека для боевых постов и радиорубки.
- Жилого помещения.
- Отдела для электрооборудования и вспомогательных механизмов.
- Реакторного.
- Отдела ГТЗА.
- Отсека с гребными электродвигателями.
В случае аварии атомный подводный корабль оборудован двумя зонами (носовая часть и корма), в которых экипаж может ждать спасение. Экипаж состоит из 130 человек. Согласно другим данным, численность не превышает 112. В автономном режиме субмарина может пребывать не более 120 суток.
Описание энергетической установки
Блочная ГЕУ АПЛ состоит из двух ядерных реакторов ОК-650Б и двух паровых турбин ОК-9. Их мощность составляет 98 тыс. л. с. Они работают за счет гребневых винтов с использованием редукторов. АПЛ имеет еще два дополнительных дизельных генератора ДГ-190 мощностью не ниже 8 тыс. 700 л. с.
Боевое управление субмариной
Для АПЛ «Антей» предусмотрены гидроакустические комплексы МГК-540 «Скат-3» и системы, обеспечивающие космическую разведку, целеуказание и боевое управление подлодкой. Информация, полученная спутником или самолетом, поступает в подлодку при помощи специальных антенн. Дополнительно субмарины класса «Антей» оборудованы буксируемой антенной «Зубатка».
Местом ее расположения является кормовой стабилизатор. Буйковый тип антенны «Зубатка» предназначается для приема радиосообщений и сигналов лодкой, пребывающей на очень большой глубине или под толстым слоем льда.
Навигацию в подводной лодке обеспечивает специальный комплекс «Симфония-У». Высокая точность, большой радиус действия и объем обрабатываемой информации являются характерными чертами этого навигационного комплекса.
Чем вооружены подлодки?
Вооружение АПЛ типа «Антей» представлено двумя типами:
- П-700 «Гранит» (24 единицы). Местом расположения ракетных контейнеров стали обе стороны рубки за стенкой прочного корпуса (средняя часть подлодки). Для их закрытия используются специальные крышки-обтекатели, которые являются частью внешнего корпуса. Контейнер установлен под наклоном 40 градусов. Ракеты могут применяться как обычные (весом до 750 кг), так и оснащенные ядерными боевыми частями. ПРК движутся со скоростью 2,5 м/с и рассчитаны на расстояния до 550 км.
- Мино-торпедными аппаратами (четыре штуки). Два из них имеют калибр 533 мм, остальные - 650 мм. Они предназначены для стрельбы как обычными торпедами, так и торпедо-ракетами. Местом расположения этих аппаратов стала носовая часть АПЛ. За счет системы, отвечающей за автоматическое заряжение, торпедное оружие обладает высокой скорострельностью. Всего за несколько минут весь боезапас, состоящий из ракетных торпед (12 единиц) и торпед (16 единиц), может выпустить подводная лодка «Антей».
Технические характеристики
- АПЛ над водой обладает водоизмещением 12 тыс. 500 куб. м.
- Водоизмещение под водой составляет 22 тыс. 500 куб. м.
- Корабли класса «Антей» над водой способны развить скорость до 15 узлов.
- Под водой их скорость выше: 32 узла.
- Субмарины могут погружаться на максимальную глубину до 600 м.
- В автономном режиме подлодка может находиться 120 суток.
Целесообразность серийного производства «Антеев»
Как отмечают многие российские специалисты, АПЛ типа «Антей» по своей эффективности - наиболее предпочтительное средство борьбы с вражескими авианосцами. В 1980 годы стоимость изготовления одной АПЛ не превышала 227 млн рублей (всего 10% от цены американского «Рузвельта»). Зато эффективность советской АПЛ оказалась очень высокой: «Антей» представляет опасность для авианосца и сопровождающих его кораблей. По мнению других экспертов, эффективность «Антеев» завышена. Обусловлено это тем, что АПЛ - это корабли с узкой специализацией. В связи с этим они не могут полноценно противостоять многоцелевым авианосцам.
Заключение
Сегодня разработки 1980 годов считаются достаточно устаревшими. В связи с этим в 2011 году было решено заменить ПКР «Гранит-700» на более современные ракеты «Оникс» и « Калибр».
Это позволит «Антею» стать универсальным инструментом для решения самых различных задач.
Которые были спроектированы в начале 80-х годов в КБ «Рубин». Субмарины проекта 949А, по сути, являются усовершенствованной версией кораблей проекта 949 «Гранит», работы над которым начались еще в конце 60-х. Основная задача этих подводных крейсеров — уничтожение ударных авианосных групп противника.
Первая подлодка проекта 949А была принята на вооружение ВМФ СССР в 1986 году. Всего было построено одиннадцать подводных кораблей этой серии, восемь из которых в настоящее время несут службу в составе ВМФ России . Еще одна субмарина находится на консервации. Каждый из «Антеев» носит название одного из российских городов: Иркутск, Воронеж, Смоленск, Челябинск, Тверь, Орел, Омск и Томск.
С подводными лодками проекта 949А связана одна из самых трагичных страниц в новейшей истории российского флота. В августе 2000 года в Баренцевом море вместе с экипажем погибла АПЛ «Курс» . Официальные причины этой катастрофы и по сей день вызывают очень много вопросов.
Одной из основных задач, которая стояла перед советским военно-морским флотом после окончания Второй мировой войны, являлась борьба с американскими авианосными группами . Проект 949А «Антей» стал вершиной развития узкоспециализированных подводных крейсеров – «убийц» авианосцев.
Стоимость одной подводной лодки «Антей» составляла 226 млн советских рублей (середина 80-х годов), что в десять раз меньше стоимости американского авианосца типа «Нимиц».
История создания
В конце 60-х годов в СССР началась разработка двух проектов, неразрывно связанных между собой. В ОКБ-52 начались работы по созданию нового ракетного противокорабельного комплекса дальнего действия, который можно было бы использовать против мощных корабельных группировок неприятеля. В первую очередь речь шла об уничтожении американских авианосцев.
Примерно в это же время в ЦКБ «Рубин» приступили к созданию подводного ракетоносца третьего поколения, который стал бы носителем для нового ракетного комплекса и заменил устаревшие АПЛ проекта 675.
Военным нужно было мощное и эффективное средство, способное поражать корабли противника на значительных дистанциях и подводная лодка с большей скоростью, скрытностью и глубиной погружения.
В 1969 году ВМФ подготовил официальное задание на разработку новой субмарины, проект получил обозначение «Гранит» и номер 949. Также были сформулированы требования военных относительно новой противокорабельной ракеты. Они должны были иметь дальность полета не менее 500 км, высокую скорость (не меньше 2500 км/ч), стартовать как из подводного, так и с надводного положения. Эту ракету планировали использовать не только для вооружения подлодок, но и надводных кораблей. Кроме того, военных очень интересовала возможность залповой стрельбы – считалось, что у «стаи» из двадцати ракет больше шансов пробить эшелонированную противовоздушную оборону авианосного ордера.
Однако эффективность дальних противокорабельных ракет определялась не только их скоростью и массой боевой части. Нужна была надежная система средств целеуказания и разведки: противника сначала следовало найти в огромном океане.
Существовавшая на тот момент система «Успех», которая использовала самолеты Ту-95 , была далека от совершенства, поэтому перед советским ВПК была поставлена задача создать первую в мире космическую систему поиска надводных объектов и наблюдения за ними. Подобная система обладала целым рядом преимуществ: она не зависела от погоды, могла собирать информацию об обстановке на огромных площадях водной поверхности, была практически недоступной для противника. Военные требовали, чтобы целеуказания выдавались непосредственно на носители оружия или командные пункты.
Головной организацией, ответственной за разработку системы, стало ОКБ-52 под руководством В. Н. Челомея. В 1978 году эта система была принята на вооружение. Она получила обозначение «Легенда».
В том же году на воду была спущена первая подводная лодка проекта 949 – К-525 «Архангельск», в 1980 году она была введена в состав флота, в 1983 году вступил в строй второй корабль этого проекта – АПЛ К-206 «Мурманск». Постройка подводных лодок осуществлялась на «Северном машиностроительном предприятии».
В конце 1975 года начались испытания главного оружия этих подводных крейсеров – ракетного комплекса П-700 «Гранит». Они были успешно завершены в августе 1983 года.
Дальнейшее строительство субмарин шло по усовершенствованному проекту 949А «Антей». На модернизированных АПЛ появился еще один отсек, что улучшило ее внутреннюю компоновку, увеличилась длина корабля, выросло его водоизмещение. На подлодку было установлено более совершенное оборудование, разработчикам удалось повысить скрытность корабля.
Изначально планировалось построить двадцать АПЛ по проекту «Антей», но распад Советского Союза скорректировал эти планы. Всего было построено одиннадцать кораблей, две лодки, К-148 «Краснодар» и К-173 «Красноярск», утилизированы или находятся в процессе утилизации. Еще одна подводная лодка этого проекта, К-141 «Курск» погибла в августе 2000 года. В настоящее время в составе российского флота находятся: К-119 «Воронеж», К-132 «Иркутск», К-410 «Смоленск», К-456 «Тверь», К-442 «Челябинск», К-266 «Орел», К-186 «Омск» и К-150 «Томск».
Достройка еще одной АПЛ этого проекта, К-139 «Белгород», будет продолжена по более совершенному проекту – 09852. Еще одна субмарина типа «Антей», К-135 «Волгоград», в 1998 году была законсервирована.
Описание конструкции
Подлодки проекта «Антей» выполнены по двухкорпусной схеме: внутренний прочный корпус окружен легким внешним гидродинамическим корпусом. Кормовая часть судна с оперением и гребными валами в целом напоминает АПЛ проекта 661.
Двухкорпусная архитектура имеет целый ряд преимуществ: она обеспечивает судну отличный запас плавучести и повышает ее защиту от подводных взрывов, но в то же время значительно повышает водоизмещение корабля. Подводное водоизмещение АПЛ данного проекта составляет примерно 24 тыс. тонн, из которых около 10 тысяч приходится на воду.
Прочный корпус подводного крейсера имеет цилиндрическую форму, толщина его стенок – от 48 до 65 мм.
Корпус делится на десять отсеков:
- торпедный;
- управления;
- боевые посты и радиорубка;
- жилые помещения;
- электрооборудование и вспомогательные механизмы;
- вспомогательные механизмы;
- реакторный;
- ГТЗА;
- гребные электродвигатели.
Корабль имеет две зоны для спасения экипажа: в носовой части, где находится всплывающая камера и в корме.
Численность экипажа подлодки – 130 человек (по другой информации — 112), автономность плавания судна – 120 суток.
Подводный крейсер «Антей» имеет два водо-водных реактора ОК-650Б и две паровые турбины, которые вращают гребные винты через редукторы. Также корабль оснащен двумя турбогенераторами, двумя дизельными генераторами ДГ-190 (800 кВт каждый) и двумя подруливающими устройствами.
Субмарины проекта «Антей» оснащены гидроакустическим комплексом МГК-540 «Скат-3», а также системами космической разведки и целеуказания и боевого управления. Информацию от спутниковой системы или от самолетов крейсер может принимать в подводном положении, используя для этого специальные антенны. Также лодка имеет буксируемую антенну, которая выпускается из трубы, расположенной на кормовом стабилизаторе.
На субмаринах 949А установлен навигационный комплекс «Симфония-У», который отличается повышенной точностью, большим радиусом действия и может обрабатывать значительный объем информации.
Основным типом вооружения АПЛ являются противокорабельные ракеты (ПКР) П-700 «Гранит». Ракетные контейнеры расположены по обеим сторонам рубки, вне прочного корпуса лодки. Каждый из них имеет наклон 40°. Ракета может нести обычную (массой 750 кг) или ядерную боевую часть (500 Кт). Дальность стрельбы составляет 550 км, скорость ракеты – 2,5 м/с.
Подводный крейсер может вести как одиночную стрельбу, так и запускать ПКР залпом, выпуская за один раз до 24 ракет. ПКР «Гранит» имеют сложную траекторию, а также неплохую помехозащищенность, что делает их серьезной угрозой для любого противника. Если говорить о поражении авианосного ордера, то вероятность этого особенно высока при залповой стрельбе. Считается, что для потопления авианосца в него должны попасть девять «Гранитов», однако даже одного точного выстрела достаточно, чтобы с его палубы не смогли взлетать самолеты.
Кроме ракет, подводные лодки проект 949А «Антей» имеют в своем распоряжении и торпедное вооружение. Подлодки имеют четыре торпедных аппарата калибром 533 мм и два — 650-мм. Кроме обычных торпед из них можно стрелять ракето-торпедами. Торпедные аппараты расположены в носовой части корабля. Они оборудованы системой автоматического заряжания, поэтому обладают высокой скорострельностью — весь боекомплект можно выпустить буквально за несколько минут.
АПЛ проекта «Антей»
Ниже представлен список всех АПЛ этого проекта:
- «Краснодар». Утилизирована на заводе «Нерпа».
- «Красноярск». Находится в процессе утилизации, ее имя уже присвоено другой субмарине проекта 885.
- «Иркутск». В настоящее время находится на ремонте и модернизации по проекту 949АМ. Входит в состав Тихоокеанского флота.
- «Воронеж». Находится в боевом составе Северного флота.
- «Смоленск». Входит в боевой состав Северного флота.
- «Челябинск». Находится в составе Тихоокеанского флота. В настоящее время находится на ремонте и модернизации по проекту 949АМ.
- «Тверь». Находится в боевом составе Тихоокеанского флота.
- «Орел». Находится на ремонте, который должен быть закончен в нынешнем году.
- «Омск». Входит в боевой состав Тихоокеанского флота.
- «Курск». Погибла в Баренцевом море 12 августа 2000 года.
- «Томск». Входит в состав Тихоокеанского флота, в настоящее время на ремонте.
Оценка проекта
Чтобы оценить эффективность подводных лодок «Антей», следует в первую очередь обратить внимание на основное оружие этих подводных крейсеров – ПКР П-700 «Гранит».
Разработанный еще в 80-е годы прошлого столетия, сегодня этот комплекс явно устарел. Современным требованиям не соответствуют ни дальность этой ракеты, ни ее помехозащищенность. Да и элементарная база, на которой был создан этот комплекс, уже давно устарела.
Резкое усиление ПВО военно-морских сил США в к концу 60-х годов, связанное с массовым оснащением кораблей флота зенитно-ракетными системами и серийным производством сверхзвуковых истребителей F-4 Phantom II, потребовало ответной реакции со стороны СССР. К середине 60-х было уже ясно, что составлявшие основу противоавианосных сил флота лодки проекта 675 вскоре не смогут обеспечить гарантированное уничтожение целей, особенно с учетом необходимости всплывать в надводное положение перед пуском.
ВМФ СССР нуждался в оружии нового поколения — ракетном комплексе, обеспечивающем нанесение массированного ракетного удара с точной селекцией целей в группе.
Создание нового комплекса требовало разработки носителя, способного поднять в одном залпе из-под воды 24 ракеты, — именно такое количество, по расчетам, обеспечивало гарантированный прорыв противовоздушной обороны авианосной группировки ВМС США.
Также носитель должен был обладать увеличенной скрытностью, скоростью и глубиной погружения для того, чтобы преодолеть противолодочную оборону противника и уйти от преследования после удара.
Подготовка к созданию новой подлодки началось в 1966 году, а в 1968-м флот выдал тактико-техническое задание на создание «тяжелого атомного подводного крейсера, оснащенного ракетным комплексом оперативного назначения».
Проект получил номер 949 и шифр «Гранит». Разработка проходила в кабинетах ЦКБ «Рубин» под руководством главного конструктора П.П.Пустынцева, а в 1977 году руководителем был назначен И.Л.Баранов. При разработке новейшей субмарины использовался научно-технический задел и некоторые конструкторские решения, приобретенные при постройке самой быстроходной в мире субмарины .
Обе подлодки заложены и построены в Северодвинске: первую подлодку проекта 949, получившую номер К-525 , заложили в 1975-м, а в 1980 году она была принята в состав флота. Впоследствии ей было дано имя «Архангельск». Вторая — К-206 — была заложена в 1979 году и сдана флоту в 1983-м. Ее назвали «Мурманск».
Архитектура:
Двухкорпусная архитектура. Корпус рассчитан на рабочую глубину погружения 480 метров, максимальная — 600 метров. Корпус разделен на 9 отсеков: 1 — торпедный, 2 — управление, 3 — радиорубка и боевые посты, 4 — жилые помещения, 5 — вспомогательные механизмы и электрооборудование, 6 — реакторный, 7−8 ГТЗА, 9 — гребные электродвигатели.
Ограждение выдвижных устройств находилось ближе к носовой части субмарины. Также в нем находилась ВСК (всплывающая спасательная камера) и контейнеры для переносного ЗРК «Игла-1» .
Подлодка разделена на две зоны спасения: в носовой части, это 1−4 отсеки — всплывающая спасательная камера, и 5−9 отсеки — аварийный люк в 9-м отсеке, через который происходит выход в водолазном снаряжении.
Энергоустановка:
Два водо-водяных реактора ОК-650Б (каждый по 190 мВт) и две паровые турбины (суммарной мощностью 98 тыс. л. с.) с главным турбозубчатым агрегатом ОК-9 . Имеются два турбогенератора (3200 кВт каждый) и два резервных дизельных генератора ДГ-190 (800 кВт каждый), а также пара подруливающих устройств.
Вооружение:
24 противокорабельные ракеты «Гранит» в спаренных пусковых установках, которые размещены вне прочного корпуса (дальность — от 500 до 600 км, скорость — минимум 2500 км/ч). Целеуказание происходило через спутник космической разведки и целеуказания 17К114.
Ракеты могли запускаться как одиночно, так и залпом — всеми 24 ракетами. При стрельбе залпом система управления автоматически распределяла цели между ракетами в группе. Это облегчало преодоление противовоздушной обороны противника, и увеличивало вероятность поражения главной цели — авианосца. По расчетам, для потопления американского авианосца необходимо девять попаданий «Гранитом», а для того, чтобы он прекратил летные операции, было достаточно и одного попадания ракеты.
Торпедно-ракетный комплекс «Ленинград-949» состоял из двух 650-мм и четырех 533-мм торпедных аппаратов. Выстрел торпед производился с глубины до 490 м и на скоростях от 13 узлов.
Радиоэлектронное вооружение:
- Боевая информационно-управляющая система МВУ-132 «Омнибус»,
- гидроакустический комплекс МГК-540 «Скат-3» ,
- станция миноискания МГ-519 «Арфа»,
- станции-аварийного ответчика МГС-30 , навигационного обнаружителя кругового НОК-1 , МГ-512 «Винт», эхоледомера МГ-543 , МГ-518 «Север».
- Имелась низкочастотная буксируемая приемная антенна, которая выпускалась из верхней трубы на кормовом стабилизаторе, и гидрофоны, размещенные по бортам корпуса.
Навигационная система:
Автоматизированный навигационный комплекс «Медведица». Все средства связи объединялись в комплекс «Молния-М» .
Разведывательные данные с самолетов и космических аппаратов могли приниматься на буйковую антенну «Зубатка» в подводном положении. Полученная информация после обработки вводилась в корабельную боевую информационно-управляющую систему «Омнибус».
Условия для экипажа:
Для членов экипажа были созданы оптимальные условия для длительных автономных походов: 1,2,4, 6-местные каюты, столовая, кают-компания с возможностью одновременного приема пищи 42-мя моряками, камбуз. Также имелись небольшой спортзал, которым пользовались в основном у берега, бассейн, сауна и даже солярий.
В 1996 и 1998 году обе подводные лодки были поставлены на утилизацию на северодвинское .
Написал на "Защищать Россию " статью о подводных лодках проекта 949А "Антей". Их выпустили одиннадцать. Продолжение проекта 949 "Гранит" — подлодки проекта 949А "Антей" — ждала очень разная судьба: были и трагедии, и пожары. Но «Антеи» верой и правдой продолжают служить российскому флоту.Фото: zvezdochka_ru
После того, как были построены две первые субмарины проекта 949, постройка следующих велась по доработанному проекту — 949А "Антей". Разработка велась в ЦКБ "Рубин" под руководством главного конструктора П.П.Пустынцева, а затем — И.Л.Баранова.
На усовершенствованной субмарине появился новый отсек, выросла длина и водоизмещение, также удалось понизить уровень демаскирующих полей и установить новейшее оборудование.
Архитектура:
Двухкорпусная архитектура. Корпус рассчитан на рабочую глубину погружения 480 метров, максимальная — 600 метров. По сравнению с предшественником, проектом 949, длина корпуса выросла на 10 метров. Увеличение размера связано с появлением дополнительного отсека (6-й), благодаря которому значительно улучшилась внутренняя компоновка систем, механизмов и оборудования. Кроме того, удалось уменьшить уровень демаскирующих физических полей и усовершенствовать РТВ.
Корпус разделен на 10 отсеков: 1 — торпедный, 2 — управление, 3 — радиорубка и боевые посты, 4 — жилые помещения, 5 — вспомогательные механизмы и электрооборудование, 6 (дополнительный) — вспомогательные механизмы, 7 — реакторный, 8-9 — ГТЗА, 10 — гребные электродвигатели.
Ограждение выдвижных устройств располагалось ближе к носовой части субмарины. Там находились ВСК (всплывающая спасательная камера) и контейнеры для переносного ЗРК «Игла-1».
Субмарина разделена на две зоны спасения: в носовой части (1-4 отсеки) всплывающая спасательная камера, в 5-9 отсеках — аварийный люк (в 9-м отсеке), через который происходит выход в водолазном снаряжении.
Радиоэлектронное вооружение:
Субмарина оснащена гидроакустическим комплексом МГК-540 «Скат-3», а также системой радиосвязи, боевого управления, космической разведки и целеуказания. Прием разведданных от космических аппаратов или самолетов осуществляется в подводном положении на специальные антенны. После обработки полученная информация вводится в корабельную БИУС.
3.АПЛ «Воронеж» у причала предприятия «Звездочка».
Навигационная система:
Субмарина оснащена навигационным комплексом «Медведица» — автоматизированным, имеющим повышенную точность, увеличенный радиус действия и большой объем обрабатываемой информации.
Энергоустановка:
Два водо-водяных реактора ОК-650М (каждый по 190 мВт) и две паровые турбины (суммарной мощностью 100 тыс. л.с.) с главным турбозубчатым агрегатом ОК-9. Имеются два турбогенератора (3200 кВт каждый) и два резервных дизельных генератора ДГ-190 (800 кВт каждый), а также пара подруливающих устройств.
Вооружение:
24 противокорабельные ракеты «Гранит» в спаренных пусковых установках, которые размещены вне прочного корпуса (дальность — от 500 до 600 км, скорость — минимум 2500 км/ч). Целеуказание происходило через спутник космической разведки и целеуказания 17К114.
Ракеты могли запускаться как одиночно, так и залпом — всеми 24 ракетами. При стрельбе залпом система управления автоматически распределяла цели между ракетами в группе. Это облегчало преодоление противовоздушной обороны противника и увеличивало вероятность поражения главной цели — авианосца. По расчетам, для потопления американского авианосца необходимо девять попаданий «Гранитом», а для того, чтобы он прекратил летные операции, было достаточно и одного попадания ракеты.
4.АПЛ «Смоленск» в доке предприятия «Звездочка».
Автоматизированный торпедно-ракетный комплекс подводной лодки позволяет применять торпеды, а также ракето-торпеды «Водопад», «Ветер» и «Шквал» на всех глубинах погружения. Он включает четыре 533-мм и два 650-мм торпедных аппарата, расположенных в носовой части корпуса.
Торпедные аппараты оборудованы автоматизированным устройством быстрого заряжания и механизированным погрузочным устройством. Благодаря этому аппарату весь боезапас может быть использован в течение нескольких минут.
Планировалось построить 18 подлодок, из которых последние 5 должны были строиться по усовершенствованному проекту, но в связи с тяжелой ситуацией в стране было выпущено только 11 подлодок. Двенадцатый корпус — «Белгород» — впоследствии достраивался по проекту 949А, дальше по проекту 949АМ, а в 2012 перезаложен по проекту 09852. Тринадцатый и четырнадцатый корпуса — «Барнаул и Волгоград» — в 90-е недостроенными были поставлены у причала «Севмаша», в 2012 году разобраны, и части корпусных конструкций использованы для постройки новых субмарин.
5.Недостроенные подводные лодки проекта 949А «Волгоград» и «Барнаул»
Все корабли проекта 949А вошли в состав Северного и Тихоокеанского флота.
Подводные лодки, построенные по проекту 949А:
- «Краснодар». Утилизирована. Во время процесса по утилизации 17 марта 2014 года произошел пожар из-за несоблюдения техники безопасности при проведении огневых работ.
- «Красноярск». Находится в отстое в ожидании утилизации. Имя подводной лодки передано новой АПЛ проекта 885, строительство которой проходит на предприятии «Севмаш».
- «Иркутск». Проходит ремонт и модернизацию по проекту 949АМ на судоремонтном заводе «Звезда» в Большом камне.
- «Воронеж». В боевом составе флота.
- «Смоленск». В боевом составе флота.
- «Челябинск». Проходит ремонт и модернизацию по проекту 949АМ на судоремонтном заводе «Звезда» в Большом камне.
- «Тверь». В боевом составе флота.
- «Орел». Проходит ремонт на судоремонтном заводе «Звездочка». 7 апреля 2015 года на подводной лодке возник пожар из-за несоблюдения техники безопасности при огневых работах. Ремонт будет продолжен, лодку передадут флоту в 2016 году.
- «Омск». В боевом составе флота.
- «Курск». Погибла вместе с экипажем при невыясненных обстоятельствах 12 августа 2000 года.
- «Томск». Проходит ремонт и модернизацию по проекту 949АМ на судоремонтном заводе «Звезда» в Большом камне. Во время ремонта 16 сентября 2013 года произошел пожар из-за несоблюдения техники безопасности при проведении огневых работ.
Будущее:
В ближайшие годы группировка кораблей 949А проекта пройдет серьезную модернизацию на дальневосточном заводе «Звезда». По планам командования, лодки проекта пройдут через программу перевооружения на ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр». Проект модернизации подлодок и их вооружения разработало ЦКБ «Рубин».
6. АПЛ «Смоленск» в доке предприятия «Звездочка».